Анализ региональных аэропортов дал Кирилл Хомяков, Главы Государственного агентства инфраструктурных проектов Украины
Р’С‹ собрались ехать РїРѕ делам или РЅР° отдых РІ РґСЂСѓРіРѕР№ РіРѕСЂРѕРґ Рё хотите быстро добраться РІ точку назначения. Р’С‹ заходите РІ современный терминал, проходите регистрацию, одеваете наушники, включаете любимый трек Рё СѓР¶Рµ через час оказываетесь РІ РґСЂСѓРіРѕРј РіРѕСЂРѕРґРµ, РЅРµ уставая РІ пути. Представили? Рто РІСЃРµ может стать реальностью РІ украинских аэропортах. Наконец бизнесмены Рё туристы СЃРјРѕРіСѓС‚ оперативно Рё мобильно передвигаться РїРѕ стране Рё решать СЃРІРѕРё дела. РљСЂРѕРјРµ того, развитие аэропортов напрямую влияет РЅР° развитие регионов - это инвестиционная привлекательность Рё туризм.
Развитие аэропортов - это один из приоритетов Президента, Правительства и Министерства инфраструктуры. Впервые в истории нашей страны на 2021 предусмотрено 4,5 млрд грн государственных денег на строительство и реконструкцию аэропортов, в частности 1,5 млрд грн на новый аэродромный комплекс в Днепре. Ранее на аэродромы не тратили ни одной гривны из государственного бюджета.
Ситуация по аэропортам в Украине следующая
Р’ Днепре завершается этап подготовительных работ стоимостью 12 млн РіСЂРЅ. РќР° территории, РіРґРµ будет новая взлетно-посадочная полоса выполнили геодезические изыскания, разработали траншеи РїРѕРґ элетросети Рё спецсвязь, почти завершили прокладку коммуникаций. Рто было сделано для того, чтобы действующая взлетная полоса продолжала функционировать РІ течение всего периода строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ аэродромного комплекса. Также РґРѕ конца РіРѕРґР° РјС‹ завершим строительную экспертизу проектно-сметной документации Рё процедуру оценки воздействия объекта строительства РЅР° окружающую среду. РљСЂРѕРјРµ того РїСЂРѕРІРѕРґРёРј самый РґРѕСЂРѕРіРѕР№ международный тендер РІ истории украинской авиации РЅР° 5,6 млрд РіСЂРЅ РЅР° выбор генерального подрядчика. Рто обязательные вещи, которые позволят СЃ начала РЅРѕРІРѕРіРѕ строительного сезона начинать основные работы РїРѕ строительству полосы длиной 3200 Рј.
Новый терминальный комплекс в Днепре строит частный инвестор и этот аэропорт - это пример продуктивного и выгодного государственно-частного партнерства. Работы инвестор начал параллельно со строительством взлетно-посадочной полосы, сейчас происходят подготовительные работы для строительства терминалов пропускной способность до 1000 человек в час.
При стабильном финансировании на строительство нового аэропорта нужно три года. На 2021 предполагается 1,5 млрд грн государственных средств. Сюда входят земляные работы, обустройство искусственных покрытий пассажирского перрона и перрона бизнес-авиации и соединительных рулежных дорожек, начало строительства аварийно-спасательной станции.
Р’ Одессе завершено строительство 1-Р№ очереди аэродромного комплекса. Р’ ближайшее время ожидается получение сертификата строительной готовности Рё завершения оформления актов выполненных работ. Р’ то Р¶Рµ время, продолжают выполняться работы РїРѕ 2-Р№ очереди строительства аэродрома, предусматривающие установление соответствующего оборудования, РІ том числе метеорологического (метеорологического радиолокатора Рё радиолокатора РѕР±Р·РѕСЂР° летного поля). Завершить работы РїРѕ 2-Р№ очереди планируем РІ первой половине 2021 РіРѕРґР°. Р’РІРѕРґ РІ эксплуатацию РґРІСѓС… очередей позволит обеспечивать полеты самолетов класса A, B, C, D СЃ должным обеспечением безопасности полетов. Р’ то Р¶Рµ время проектом предусмотрена третья очередь, которая прошла экспертизу Рё сейчас определяются возможные источники финансирования. Общая сметная стоимость этой очереди 932,4 млн РіСЂРЅ. Р’ рамках 3-Р№ очереди предусмотрено строительство магистральной рулежной РґРѕСЂРѕР¶РєРё, установка дополнительного светосигнального оборудования, прокладка сетей Рё кабелей. Рто позволит увеличить объемы пассажирских Рё грузовых перевозок. РљСЂРѕРјРµ того, СЃ целью продления взлетно-посадочной полосы РЅР° 400 Рј рассматривается возможность проектирования Рё строительства четвертой очереди.
Закарпатье. Для строительства нового аэропорта в регионе рассматривалось 4 локации: Мукачево, Хуст, Среднее и Ратовцы. Рабочая группа в составе специалистов из Министерства инфраструктуры Украины, Государственного агентства инфраструктурных проектов, Украэроруха и Государственной авиационной службы посетила все эти локации и определила их преимущества и недостатки.
В частности, в Мукачево, к минусам относятся следующие пункты: для строительства аэродромного комплекса нужно переносить участок автодороги местного значения Е 81 или строить тоннель; необходимо выполнить сплошную рубку леса первой категории (твердолиственные породы), который ограничивает строительство. Плюсы: наиболее удаленный от границы участок, развитая инфраструктура (автодорога Е 50), возможность зон расположения взлетно-посадочной полосы параллельно горному хребту и государственной границе.
РњРёРЅСѓСЃС‹ РІ Хусте: наличие магистральных Р›РРџ 110 РєР’, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ электрической подстанции, ограниченность участка существующими местными дорогами Рё сооружениями рыбного хозяйства; близость Рє границе; наличие неподалеку РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ заповедного фонда - Долины нарциссов Карпатского биосферного заповедника; высокое влияние РЅР° застроенную территорию.
Р’ Среднем РјРёРЅСѓСЃС‹: магистральные Р›РРџ 330 Рё 110 РєР’ пересекают участок, магистральный газопровод, нефтепровод "Дружба" - РІ непосредственной близости. Плюсы: развитая инфраструктура (автодорога государственного значения Рњ 06 Киев-Р§РѕРї); Р·РѕРЅР° расположения Р·Р° пределами населенных пунктов.
Ратовцы: участок разделяется на 3 части магистральным газопроводом и нефтепроводом "Дружба", что требует их выносить из пятна застройки; значительная близость к границе; земли сельскохозяйственного назначения (НАН Украины); высокое влияние на застроенную территорию.
Проанализировав плюсы и минусы этих локаций, круг сузился до двух - Среднего и Мукачево. Сейчас продолжаются инженерно-геодезические работы, чтобы определить, где строить новый аэродром. На эти работы предусматривалось 1,4 млн грн, победитель аукциона - выполнит работы за 699 тис. грн. До конца года будет завершено исследование территорий и будет отчет с выводами. Далее рабочая группа проанализирует документы и определит окончательное место расположения аэропорта на Закарпатье.
После этого начнется проектирование Рё этап подготовительных работ. РќР° проектные работы правительство утвердило 30 млн РіСЂРЅ. Строительство аэропорта запланировано РґРѕ 2023 РіРѕРґР°. Рто проект государственно-частного партнерства. РќР° него предполагается 3-4 млрд РіСЂРЅ. Государство берет РЅР° себя строительство аэродрома, частный инвестор - терминала.
"Винница". Для полноценного функционирования аэропорта нужно реконструировать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перрон, канализационные сети, установить светосигнальное оборудование и радиотехнические средства посадки. Ориентировочная стоимость работ 600 млн грн. Благодаря проведенным работам по реконструкции аэродрома прогнозируется постепенное, в течение 5 лет, увеличение пассажиропотока до 500 тыс пассажиров в год.
"Херсон". Нужна реконструкция взлетно-посадочной полосы, установка светосигнального оборудования, приведение периметрового ограждения в соответствие с требованиями авиационной безопасности. Также в планах текущий ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Херсон" - на это нужно 70 млн грн. � также разрабатывается проект на капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы прогнозируемой стоимостью 170 млн грн.
"Ровно". Нужно реконструировать рулежные дорожки и перрон, установить светосигнальное и радиотехническое оборудование, а также привести периметровое ограждения в соответствие с требованиями авиационной безопасности.
В "Полтаве" нужна реконструкция взлетно-посадочной полосы или строительство новой полосы, установка светосигнального и радиотехнического оборудования, а также привести периметровое ограждения в соответствие с требованиями авиационной безопасности.
В "Черновцах" нужно реконструировать взлетно-посадочную полосу, перрон, рулежные дорожки, установить светосигнальное оборудование и сделать новую дренажную систему. Также необходимо удлинить взлетно-посадочную полосу на 284 м до 2500 м. Кроме того нужно реконструировать терминал.
В планах полноценное введение в эксплуатацию аэродромов во Львове и Харькове, где есть долги перед подрядчиками, которые не получили в полном размере средства за выполнение работ. Во Львовском аэропорту есть электрическая подстанция, не введена в эксплуатацию, которая может обеспечивать электричеством не только аэродром. По Харькову тоже остались долги за выполненные работы и еще часть невыполненных работ по аэродрому. Чтобы все завершить на Львов прогнозируемо нужно 287,7 млн грн, на Харьков - 124,9 млн грн, но сумма будет уточнена по результатам технического аудита.
РџСЂРё правильной стратегии Рё приоритизации региональные аэропорты РјРѕРіСѓС‚ успешно функционировать. Рто РјС‹ можем проследить РЅР° примере Польши. Где небольшие региональные аэропорты занимают около 6% РІ общем пассажиропотоке, РІ то время как РІ Варшаве сосредоточено 40%. Также аэропорты РјРѕРіСѓС‚ развиваться расположившись неподалеку РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, взять Рє примеру Катовице Рё Краков. Расстояние между РЅРёРјРё всего 90 РєРј. РљСЂРѕРјРµ того, развитие региональных аэропортов является эффективным инструментом повышения инвестиционной Рё туристической привлекательности регионов.
Уже через несколько лет мы вместе сможем сделать Украину важным и развитым аэроузлом в Европе.
Р�сточник Источник