Booking.com
15 июля 2020

Семь самых маленьких бизнес-джетов в мире, комментирует Юлий Грингуз, CEO Novans Jets

15.07.20 

Большие размеры и дальность полета не всегда нужны, когда дело касается бизнес-джетов, или как у нас называли их раньше, административных самолетов. 

Подобно спортивным автомобилям, эти самолеты должны быть быстрые и стильные, но не обязательно просторные. Они исключительно привлекательны для частных лиц, небольших фирм и чартерных авиакомпаний, которые используют их как авиатакси.

При покупке самолета для небольших деловых поездок, отдыха на природе, охоты или рыбалки гораздо важнее такие факторы как цена, стоимость обслуживания и содержания джета. Насколько удобнее и дешевле держать крылатое средство передвижения в гараже загородного участка, чем в специальном ангаре. А транспортировка мини самолета при помощи автомобиля становится вполне реальным делом.

Потребность в компактных самолетах привела к появлению массы проектов по созданию моделей этой категории, доступных по цене и удобных для содержания. При их разработке большое внимание уделяют комфортности салона, легкости и надежности управления, планирующим качествам и средствам безопасности.

Не все удалось довести до серийного производства. По причинам высокой стоимости проектов, нестабильного спроса, сложностей с сертификацией. Подборку наиболее миниатюрных моделей, которые скоро появятся или уже находятся в серийном производстве, предлагает основатель авиакомпании Novans Jets Юлий Грингуз (July Gringuz).

1. Flaris LAR 1

Однопилотник польской компании Metal-Master. На настоящий момент считается самым маленьким и легким среди бизнес-джетов и даже получил прозвище «аэротакси». Презентация состоялась в 2013 г. на авиашоу в Ле-Бурже. Продажа первой серийной партии в Польше планировалась в 2019 г., а в Штатах - в июле 2020 г. после авиашоу шоу AirVenture Oshkosh. Однако, трудности с сертификацией и пандемия препятствуют выходу модели на рынок.

Характеристики:

  • Пилот – 1
  • Пассажиры - до 4
  • Длина - 8,32 м
  • Размах крыльев - 8,68 м
  • Высота - 2,43 м
  • Высота кабины -122 см
  • Крейсерская скорость – 832 км/час
  • Дальность полета на одной заправке - 3000 км
  • Вес - 700 кг
  • Взлетный вес – 1500 кг
  • Двигатель – один, турбовентиляторный Williams FJ33-5A
  • Авионика - Garmin G600 TXi
  • Цена – $1,4 млн – $2,2 млн

Съемные крылья позволяют держать его в гараже и делают более транспортабельным. Как считает Юлий Грингуз (July Gringuz) из Novans Jets, эта модель будет весьма полезна частникам - любителям семейного отдыха на природе, поскольку может взлетать и приземляться на коротких, менее 250 м, взлетно-посадочных полосах, заросших травой. Отлично планирует, оснащена парашютами. Рассчитана на пилотов с любительской лицензией.

2. Cirrus Vision Jet (Cirrus Vision SF50)

Чемпион в категориях: самый маленький и самый недорогой из серийных джетов. Единственный из одномоторных самолетов, который имеет сертификат FAA. Разработан компанией Cirrus Aircraft (США). Производится серийно с 2015 г.

Характеристики:

  • Пилот – 2
  • Пассажиры - до 5
  • Длина – 9,42 м
  • Размах крыльев - 11,8 м
  • Высота кабины -124 см
  • Крейсерская скорость – 556 км/час (максимальная 610 км/ч)
  • Дальность полета на одной заправке - 1850 км
  • Двигатель – один, турбовентиляторный Williams FJ33-5A
  • Цена – $1,96 млн

Цель компании – совершенствование модели, добиваясь большей комфортности безопасности и мощности мотора.

3. Stratos 714 и 716Х

Детище компании Stratos Aircraft (США). Опытный образец Stratos 714 совершил первый полет в 2016 г, но компания не имела средств для завершения сертификации и прекратила принимать заказы на эту модель. Для серийного производства была разработана версия 716, макет которой был выставлен на шоу AirVenture в июле 2019 г. Испытания опытного образца намечены на вторую половину 2020 г.

Характеристики (714) 716Х:

  • Пилот – 1
  • Пассажиры – (до 4) до 6
  • Длина – (10,9 м) 11,67 м
  • Высота кабины – 1,6 м
  • Крейсерская скорость – 740 км/час
  • Дальность полета на одной заправке – 2778 км
  • Двигатель – PW JT15D-5
  • Авионика - Garmin G3X
  • Цена – $3,5 млн

Увеличенные длина и ширина – основные улучшения модели. В серийных образцах запланированы более мощные двигатели (PW535) и совершенная авионика (G3000 или G5000).

4. EA700 (Eclipse 700, Project Canada)

Продукт компании ONE Aviation (США). Обновленная версия EA550, разработанная в 2016 г. для ее замены. Тестовые испытания прошли в следующем году. После банкротства компании в 2018 г., разработки были остановлены. Возможно, они возобновятся после приобретения ONE Aviation инвестиционной компанией Citiking International, поддерживаемой Китаем.

Характеристики:

  • Пилот – 1
  • Пассажиры – до 6
  • Длина – 12,8 м
  • Размах крыльев – 12,8 м
  • Высота кабины – 1,3 м
  • Крейсерская скорость – 710 км/час
  • Дальность полета на одной заправке – 2593 км
  • Двигатель – 2 х FJ33
  • Цена – $3,6 млн

Самые кардинальные улучшения модели по сравнению с предыдущей – изменение формы и удлинение крыла на 61 см, а так же смещение топливных баков к основаниям крыльев, что позволит брать больше топлива. Для взлета ему потребуется полоса 730 м, а для посадки – 880 м.

5. Embraer Phenom 100EV

Производится Embraer Executive Jets (Бразилия). Впервые представлен на ежегодном шоу Oshkosh в 2016 г., в 2017 г. началось серийное производство. Весьма популярен.

Характеристики: 

  • Пилот – 1
  • Пассажиры – до 7
  • Длина – 12,8 м
  • Размах крыльев – 12,3 м
  • Высота кабины – 1,5 м
  • Крейсерская скорость – 743 км/час
  • Дальность полета на одной заправке – 2150 км
  • Двигатель – 2 х PW617F1-E
  • Цена – $4,3 млн

Очень комфортный самолет, оборудованный вращающимися креслами от B/E Aerospace - ведущего поставщика авиационной мебели. Экономичен и совершенен в техническом отношении, соответственно стоит дороже аналогов.

6. Cessna Citation M2

Новая разработка Cessna Aircraft Company, заменившая Cessna 510 Citation Mustang, который был снят с производства. Представлена авиационной общественности в конце 2011 г., первый полет прототипа состоялся в 2012 г., серийное производство началось на следующий год.

Характеристики:

  • Пилот – 1
  • Пассажиры – до 6
  • Длина – 13 м
  • Размах крыльев с законцовками – 14, 4 м
  • Высота кабины – 1,43м
  • Крейсерская скорость – 748 км/час
  • Дальность полета на одной заправке – 2871 км
  • Двигатель – 2 х Williams International FJ44-1AP-21
  • Авионика Garmin G3000
  • Цена – $4,7 млн

Достойный конкурент Embraer Phenom 100 в сегменте легких джетов, превосходит его в скорости и дальности полета, быстрее набирает высоту, предлагает больше возможностей для повышения комфортности салона. И все это при незначительной разнице в цене.

7. HondaJet Elite

Легкий самолет компании Honda Aircraft (Япония) - это повседневный бизнес-джет. Его отличает оригинальная конструкция: двигатели установлены над крылом, что позволяет безошибочно узнавать его по силуэту. Поступил в продажу в августе 2018 г.

Характеристики:

  • Пилот – 1-2
  • Пассажиры – до 5
  • Длина – 13 м
  • Размах крыльев – 12 м
  • Высота кабины – 1,46 м
  • Крейсерская скорость – 780 км/час
  • Дальность полета на одной заправке – 2660 км
  • Двигатель – 2 × GE Honda HF120
  • Авионика - Garmin G3000
  • Цена – $5,2 млн

Быстрая и комфортная версия HondaJet с улучшенной шумоизоляцией, баром, суперсовременной акустической системой, большой туалетной комнатой с дополнительным сиденьем для пассажира и багажным отделением.

Источник