Booking.com
20 февраля 2020

Ушла в регионы: Роза Ветров будет развивать авиасообщение в Украине

«Роза Ветров» анонсировала значительное расширение деятельности на внутреннем авиарынке Украины в летнем сезоне навигации 2020 года. Авиакомпания намерена увеличить число полетов на маршрутах из Киева в Днепр и Одессу, а также запустить рейсы из столицы во Львов, Харьков и Николаев. Основным самолетом для новой программы станет 70-местный региональный турбовинтовой ATR 72-600, а базовым аэропортом — Борисполь. Эксперты признают данную модель жизнеспособной.

После полного развертывания в июне, «Роза Ветров» намерена совершать ежедневные рейсы из Киева в Николаев, по два перелета в день в Харьков, по три рейса в день — в Одессу и Львов, по четыре — в Днепр. По подсчетам avianews.com, для такого расписания провозные емкости при использовании внутри Украины ATR 72-600 в годовом выражении составят около 660 тыс. кресел.

По данным Госавиаслужбы Украины, в 2019 году объем внутренних авиаперевозок в Украине составил 1 млн 158,6 тыс. пассажиров. Свыше 80% рынка заняла МАУ, доля «Розы Ветров» составила 5,5% (63,2 тыс. пассажиров).

Выбранная авиакомпанией модель полетов с удобным расписанием для совершения однодневных поездок и типом самолета похожа на концепцию, которую до 2014 года использовала «Ютэйр-Украина» (теперь Azur Air Ukraine). Авиаперевозчик тогда соединял региональные аэропорты Украины с киевским аэропортом Жуляны, используя самолеты ATR 42 и ATR 72-500. Расположение воздушных ворот недалеко от центра столицы позиционировалось как одно из преимуществ, поскольку основная концепция работы предусматривала перевозку пассажиров прямыми рейсами. Однако выбор «Борисполя» в случае с «Розой Ветров» может сыграть на руку новому бизнесу авиакомпании и помочь загрузке рейсов, считают эксперты.

В МАУ на фоне сокращения собственной региональной программы уже заявили, что намерены заключить соглашение о подвозе пассажиров в Борисполь по тем рейсам, которые подходят под волну разлета авиаперевозчика. Вице-президент МАУ по коммерции Сергей Фоменко сообщил, что сейчас около 70% внутренних пассажиров являются трансферными. На рейсах Черновцы-Киев доля трансфера доходит до 90%.

Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий считает, что совместная работа «Розы Ветров» и МАУ и развитие транзита могут позволить в дальнейшем запустить другие направления в регионы, например, Кривой Рог, Ужгород, Винницу.

С ним соглашается экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава: «Полагаю, что это всего лишь первые направления, связь которых будет налажена с Киевом. В будущем такие самолёты можно было бы поставить с приемлемыми ценами на рейсы из Киева в аэропорты, не имеющие сейчас прямого авиасообщения со столицей».

Проблем с более отдаленным расположением Борисполя Кава не видит. По его словам, после запуска поезда-экспресса доступность этого аэропорта значительно улучшилась, особенно для пассажиров, приезжающих в Киев на один-два дня.

Эксперты поддерживают выбор ATR 72-600 в качестве основного самолета. «Уверен, выбран тип самолета, лучше всего подходящий для Украины. На расстояниях до 1000 км себестоимость кресла у него на 25% меньше, чем у Bombardier Q400, и 30% ниже по сравнению с Embraer 170. На расстояниях до 500 км при полетах из Киева в Днепр, Запорожье, Харьков эта разница будет более чем в 2 раза в пользу ATR 72-600», — отмечает Ланецкий.

Кава обращает внимание, что в случае с внутренними перелетами преимущество по скорости у реактивных самолетов не такое значительное и составляет 5-20 минут, в то время как турбовинтовые авиалайнеры за счет меньших расходов позволяют предложить более низкую цену авиабилетов.

Внесенная «Розой Ветров в системы бронирования минимальная цена перелета с багажом начинается от 570 грн в одну сторону, что сравнимо с проездом в вагоне купе фирменного поезда или втором классе поездов Интерсити+ из Киева во Львов.

Улучшить экономику внутренних рейсов могла бы поддержка государства, и Мининфраструктуры Украины уже заявило о проведении политики по стимулированию внутреннего авиасообщения. Ведомство подало законопроект об отмене НДС на внутренние авиарейсы, что позволит поставить их в одинаковое положение с международными маршрутами, где используется нулевая ставка налога.

Однако документ в предложенном варианте раскритиковал президент МАУ Евгений Дыхне, поскольку, по его словам, не убирается вся цепочка НДС. Таким образом, авиакомпании не получат инструмента, позволяющего реально уменьшить затраты.

Новым вызовом может стать изменение ставок сборов за аэронавигацию, которые планирует утвердить Мининфраструры. Глава «Института менеджмента и стратегий» Богдан Долинце обращает внимание на желание министерства поднять сбор за услуги аэронавигации в районе аэродрома для Борисполя почти в 2 раза  на фоне незначительного уменьшения для региональных аэропортов. По его подсчетам, для воздушного судна с максимальным взлетным весом 25 тонн (похожие характеристики имеет ATR 72-600), подобный вид сбора для перелета, например, из Борисполя во Львов увеличится с нынешних 382 евро до примерно 488 евро.

В результате при полном заполнении 70-местного самолета в цене билета только данный вид сбора будет составлять около 7 евро, а при загрузке 80% — около 9 евро, что может привести к тому, что «Роза Ветров» будет вынуждена поднять минимальный тариф или уменьшить квоту продаваемых дешевых билетов.

Источник